Posted 6 марта 2023, 10:53
Published 6 марта 2023, 10:53
Modified 6 марта 2023, 10:55
Updated 6 марта 2023, 10:55
Совладельцем которой был один из бывших руководителей кооператива. Кооператив, фактически являющийся третьим лицом разбирательства, тем не менее стал одной из мишеней правоохранительных органов.
Иван Петровский
Годовщину активных следственных действий в отношение ПК «Бест Вей» пайщики кооператива отметили митингами в защиту кооператива 15 городах России: в Новосибирске, Челябинске, Белгороде, Иркутске, Ижевске, Мурманске и других. Заявки готовились более чем в 50 городах, в том числе в двух столицах, но в значительной части городов не были согласованы под предлогом коронавирусных ограничений. Активисты кооператива подготовили десятки резолюций – как с прошедших, так и с несостоявшихся митингов, и направили их в высшие органы власти и парламентариям всех уровней.
Пайщики уже более года не могут ни использовать перечисленные в кооператив средства для приобретения жилья, ни вернуть деньги – из-за того, что почти год счета кооператива по ходатайствам следствия находятся либо под арестом, либо, когда кооперативу удается добиться снятия ареста (а это удавалось уже трижды), под фактической блокировкой, когда банки не пропускают платежи. Был, по словам представителей кооператива, всего один короткий период – полторы недели летом, когда платежи с трудом, но проходили. В этот период кооперативу удалось расплатиться с более чем 200-ми пайщиками.
Участники митингов требовали, в частности, выполнения решения суда о снятии ареста с двух из трех счетов кооператива с 19 января. Следствие, поясняют адвокаты кооператива, медлит исполнять судебное решение, которые им не нравится – в надежде на то, что его удастся отменить в апелляционной инстанции (хотя апелляционная жалоба была подана далеко не сразу и ее рассмотрение еще даже не назначено). При этом Северо-Западный банк Сбербанка и банк «Санкт-Петербург» сохраняют блокировку счетов, на которых находятся более 3,6 млрд рублей, принадлежащих кооперативу и пайщикам (сумма подтверждена судебными документами).
Внесудебная, по сути, блокировка счетов длится уже второй месяц. Кооператив подал жалобу на их действия в ЦБ, в том числе в Службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России – в надежде на быстрое решение вопроса с разблокировкой счетов в административном порядке, но служба недавно прислала письмо (есть в редакции), что ей не хватает 30-дневного срока для ответа на жалобу. Исковые заявления кооператива к банкам начнут рассматриваться только в начале апреля.
Саботаж судебных разбирательств проявляется еще и в том, что представители следствия и прокуратуры не явились 7 февраля в Санкт-Петербургский городской суд на судебное заседание по апелляции кооператива и десятков пайщиков на арест более 2300 тысяч квартир на сумму более 12 млрд рублей (сумма подтверждена судебными документами), вследствие чего заседание было перенесено. Предыдущая апелляция была кооперативом выиграна, затем арест на квартиры был наложен вновь по новому ходатайству следствия.
Следствие отметило годовщину активных действий против «Бест Вей» реформированием следственной группы и попыткой усилить активность. Группа была увеличена более чем в два раза, ее возглавил начальник следственной части по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ питерского главка МВД России полковник юстиции А.Н. Виноградов.
Обновленная группа начала с ареста – 23 февраля был арестован «продвиженец», работавший в том числе и с кооперативом, предприниматель Анатолий Наливан. Он стал пятым арестованным вдобавок к четырем гражданам: Анне Высоцкой, Александре Григорьевой, Елене Соловьевой, Михаилу Измайлову, которые уже более года находятся в СИЗО. Причем, Наливан – тяжелый кардиологический больной (документы есть в редакции), который практически все время находится в стационаре. При аресте 23 февраля, по словам адвокатов кооператива, не допустили к нему защитника за день для судебного заседания для подготовки участия в процессе.
По мнению адвокатов кооператива, следствие стремится добиться от арестованных необходимых показаний – добиться их у четырех арестованных не удалось, будут пытаться получить их у пятого, пользуясь его беспомощным положением.
Результаты следствия, ведущегося с октября 2021 года (а до этого более года велась оперативно-разыскная деятельность), не впечатляют.
Во-первых, следствию не удается представить убедительную версию, почему кооператив должен отвечать по обязательствам другого юридического лица – компании высокодоходных инвестиций, на том основании, что они были частями некоего холдинга, хотя между ними не было вообще никаких финансовых отношений. То, что один из прежних руководителей кооператива – причем более двух лет назад оставивший текущее руководство, а год назад – любые должности в кооперативе, был также совладельцем инвесткомпании, а также были общие «продвиженцы» – недостаточные основания для того, чтобы заставить кооператив платить по чужим обязательствам, утверждают адвокаты. Тем более, что кооператив – не фирма, а некоммерческая организация, управляемая самими пайщиками, и в принципе не может быть частью какого-либо холдинга.
Во-вторых, попытки следствия предъявить потерпевших от действий кооператива, по словам адвокатов, не увенчались успехом. Есть потерпевшие, предъявляющие претензии именно к кооперативу. Но их меньшинство. Кроме того, в материалах дела нет ни одного свидетельства, что кооператив взял деньги пайщиков и не смог профинансировать для него приобретение квартиры или отказался вернуть пайщику паевые средства: в период до начала весны прошлого года, когда началась блокировка «Бест Вей», обязательства выполнялись точно и в срок.
В последний же год обязательства не были выполнены по вине силовиков, а не кооператива. Большинство пайщиков, по словам членов совета кооператива, солидарны с кооперативом в отстаивании общих интересов, но есть те, кто поверил в идею того, что подача заявления в качестве потерпевших – единственный способ получить деньги назад. Есть также пайщики и бывшие пайщики, предъявляющие необоснованные претензии, не соответствующие своим договорам с кооперативом: претензии на возврат вступительного и членских взносов, которые возврату по договорам и уставу кооператива.
При этом общий объем претензий, подтвержденных заявлениями потерпевших – 115 млн рублей, тогда как общий объем активов кооператива – 15 млрд рублей, из них денежные средства – 3,8 млрд рублей, при этом они продолжают увеличиваться, так как большинство пайщиков продолжают платить членские и паевые средства.
Следствие выглядит крайней неубедительно в судах. Прежде всего, по причине явной несоразмерности ареста активов на 15 млрд претензиями, подтвержденными заявлениями потерпевших, более чем в десять раз меньше. Им проигран целый ряд судов – что на этапе предварительного расследования встречается крайне редко: обычно следствие получает карт-бланш для расследования. Реформирование следственной группы, по мнению стороны защиты кооператива, направлено на то, чтобы добиться успеха. В самое последнее время в его документах следствия вдруг появилась сумма ущерба более 16 млрд рублей – по словам адвокатов, не подтвержденная документально. Стремление повысить ставки, по их мнению, призвано убедить суды в обоснованности ареста активов кооператива.
Кооператив и пайщики кооператива намерены и дальше противостоять действиям против «Бест Вей». Помимо тысяч обращений в органы власти, в том числе после митинга, по данным совета кооператива, подготовлены уже более двух десятков индивидуальных исков пайщиков к следственной группе.
Весна станет для кооператива временем новых судебных битв, которые станут определяющими для его дальнейшей судьбы.